Методику для оценки психиатрами социальных навыков подростков с психопатологией и опросник для определения врачами - детскими онкологами психических отклонений у их пациентов разработал отдел по изучению проблем подростковой психиатрии НЦПЗ. Об этом на Ученом совете в отчете о работе отдела рассказала его заведующая, доктор медицинских наук Алла Геннадиевна Головина.
За пять лет работы сотрудники отдела опубликовали 56 статей в международных и российских научных журналах, приняли участие в 44 научных конференциях, выпустили три монографии.
Старший научный сотрудник отдела, кандидат медицинских наук Ольга Петровна Шмакова разработала методику «Карта регистрации социальных навыков и умений подростков, страдающих хроническими психическими расстройствами». Она оформлена в виде клинических рекомендаций и помогает врачу-психиатру оценить адаптацию конкретного пациента, является подспорьем при оформлении документов для решения вопроса об инвалидности, разработки персонализированной программы реабилитации, а также при общении с родителями юного пациента.
Методика позволяет анализировать: ориентированность пациента в себе и окружающем, умение давать о себе основные сведения; определяет его образовательные навыки; способности к общению и межличностному взаимодействию, самообслуживанию и умению решать бытовые задачи; способность ориентироваться вне дома и пользоваться общественным транспортом; контролировать и планировать свою деятельность.
Старшие научные сотрудники отдела Надежда Ефимовна Кравченко, Оксана Анатольевна Суетина разработали для врачей - детских онкологов анкетный опросник, который поможет определить, нуждается ли их пациент в консультации врача - психиатра или клинического психолога. Опросник разработан на клинических базах НИИ ДОГ им. Л.А. Дурнова НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина Минздрава России и отделениях гематологии и онкологии Морозовской детской городской клинической больницы Москвы, опрошено 100 пациентов.
В процессе разработки в отделе медицинская технология «Программа мультидисциплинарной коррекции социальной дезадаптации детей и подростков, страдающих хроническими психическими расстройствами». В качестве ее составляющей разрабатывается методика для количественной оценки школьной адаптации подростков с психическими расстройствами. Она должна упростить работу психиатра по оценке адаптации пациента в школе и разработки для него индивидуальных рекомендаций по программе обучения. Эта технология может использоваться при формировании учебного маршрута, для построения комплексной мультидисциплинарной программы реабилитации с участием психологов, социальных педагогов и, конечно, родителей (при необходимости — врачей-интернистов).
В разработке отдела «Комплексная терапия несуицидальных аутодеструктивных расстройств (НАС) у подростков с личностной патологией». Эта медицинская технология позволит психиатрам выстроить алгоритм помощи пациентам с НАС. Он будет учитывать различия механизмов, участвующих в клиническом оформлении заболевания с опорой на оценку особенностей семейного окружения этих подростков. Алгоритм включает психофармако-, психотерапию, семейную терапию и психокоррекцию в различных видах. Этот инструмент поможет уменьшить, и, в идеале, полностью скорректировать проявления аутоагрессии, не допустить ее перехода в суицидальные формы.