english version
Основан в 1944 году

Разделы:

Психометрические шкалы




Яндекс.Метрика
100-91
Симптомы отсутствуют, превосходное функционирование в широком диапазоне сфер; жизненные проблемы не выходят из-под контроля; другие люди ищут общения с индивидом из-за его душевной теплоты и цельности натуры
90-81
Симптомы отсутствуют или минимальны (напр., умеренная тревожность перед экзаменами), сохраняется хорошее функционирование в широком диапазоне сфер; социальная эффективность; обычно удовлетворенность жизнью; повседневные заботы, которые лишь в редких случаях выходят из-под контроля (напр., периодически возникающие ссоры в семье)
80-71
Если симптомы присутствуют, то они кратковременны и являются ожидаемой реакцией на психосоциальный стресс (напр., трудности с концентрацией внимания после семейной ссоры); не более, чем слабое ухудшение функционирования в социальной и профессиональной сферах (напр., временная задержка в развитии)
70-61
Некоторые слабые симптомы (напр., депрессивное настроение и умеренная бессонница) ИЛИ некоторые затруднения в социальной и профессиональной сферах (напр., периодические прогулы в школе, институте, кражи из дома). Как правило, функционирование достаточно хорошее; индивид имеет осмысленные межличностные взаимоотношения
60-51
Умеренные симптомы (напр., уплощенный аффект и патологическая обстоятельность, внезапные панические атаки) или умеренное затруднение в социальной и профессиональной сферах (напр., друзей немного, конфликты с ровесниками и коллегами по работе)
50-41
Серьезные симптомы (напр., суицидальные идеи, ярко выраженные обсессивные ритуалы, частые кражи из магазинов) ИЛИ серьезное ухудшение функционирования в социальной и профессиональной сферах (напр., полное отсутствие друзей, неспособность сохранения рабочего места)
40-31
Выраженное ухудшение в различных сферах, таких как работа, семейные отношения, рассудочность, мышление или настроение напр., депрессивная женщина избегает друзей; пренебрежение семьей; неспособность выполнять работу), ИЛИ некоторое ослабление в оценке реальности или общении (напр., речь временами невразумительна, нелогична или не относится к делу), ИЛИ единичная серьезная суицидальная попытка
30-21
Поведение в значительной степени определяется бредовыми идеями и галлюцинациями ИЛИ значительное затруднение в общении или критики (напр., временами бессвязен, совершает грубо неадекватные поступки, суицидальная настроенность) ИЛИ неспособность функционировать в большинстве сфер (напр., индивид целыми днями лежит в постели, безработный, бездомный)
20-11
Нуждается в наблюдении для предотвращения нанесения вреда себе или окружающим (суицидальные попытки, исход которых неопределен, агрессивность, маниакальное возбуждение) или для поддержания минимальной личной гигиены (испачкан фекалиями)
10-1
Нуждается в постоянном наблюдении в течение нескольких дней для предотвращения нанесения вреда себе или другим, ИЛИ не способен поддерживать личную гигиену (минимально) ИЛИ в анамнезе серьезная суицидальная попытка с вероятным смертельным исходом.

 

СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ (PSP)

Краткое описание шкалы

 
Введение
 
В настоящее время ухудшение социального функционирования считается не просто сопутствующим симптомом шизофрении, а одной из ее центральных характеристик. Нарушение социального функционирования часто включается в число критериев диагностики шизофрении. Более того, если меры, направленные на улучшение социального функционирования, эффективны, они могут оказывать положительное влияние на отдаленный исход заболевания.
 
Традиционные антипсихотики помогли многим пациентам выйти из больницы и жить среди людей, однако, в целом, они оказывали лишь незначительный положительный эффект на функциональные нарушения, обусловленные шизофреническим процессом. Однако, сохраняется надежда на то, что новейшие атипичные антипсихотики, в частности, их инъекционные формы пролонгированного действия, будут оказывать более существенное влияние на функциональные нарушения.
 
По этим причинам функционирование больного в социуме все чаще признается важным показателем при исследованиях новых форм фармакологического лечения шизофрении. Для нашей программы клинических испытаний мы выбрали шкалу PSP – Шкалу социально-ориентированного и социального функционирования. Практика показала, что шкала PSP – это адекватный инструмент для быстрого измерения социального функционирования и способности к самообслуживанию больных с психическими расстройствами, надежный в применении после короткого и несложного периода обучения.
 
Инструкция по работе со шкалой PSP
 
·         Оценку по шкале PSP должен производить квалифицированный специалист в области психиатрии, имеющий опыт лечения больных шизофренией, и предварительно прошедший тренинг.
·         Желательно, чтобы на протяжении всего исследования оценку одного больного по шкале PSP всегда производил один и тот же специалист.
·         В идеале, выставление балла по шкале PSP – это совместная работа группы специалистов, поэтому оценка должна быть основана на совместном обсуждении с другими медицинскими специалистами.
·         С помощью шкалы PSP оценивается степень затруднений, которые испытывал больной за последние 7 дней в 4-х основных областях социального функционирования: социально полезная деятельность, отношения с близкими и прочие социальные отношения, самообслуживание, а так же беспокоящее (т.е. нарушающее спокойствие окружающих) и агрессивное поведение. Баллы выставляются по шкале от 1 до 100, разделенной на 10 равных интервалов, где каждый интервал соответствует определенной степени затруднений в социальном функционировании.

·         Больные, набравшие от 71 до 100 баллов, испытывают небольшие затруднения, от 31 до 70 – более серьезные затруднения различной степени тяжести; у больных, набравших от 1 до 30 баллов, трудности в социальном и социально ориентированном функционировании настолько значительны, что такие больные нуждаются в постоянном надзоре.

 

Публикации
 
Шкала PSP была разработана как усовершенствованная версия шкалы SOFAS (Social and Occupational Functioning Assessment Scale - Шкала оценки социального и профессионального функционирования), которая, в свою очередь, основана на критериях диагностики шизофрении по DSM-IV. Шкала была опубликована в 2000 году профессором Морозини (Morosini).
Morosini PL, Magliano L, Brambilla L, Ugolini S, Pioli R. Development, reliability and acceptability of a new version of the DSM-IV Social and Occupational Functioning Assessment Scale (SOFAS) to assess routine social functioning. Acta Psychiatrica Scandinavica 2000: 101: 323-329.
 
Как заполнять шкалу PSP
 
·      Впишите номер индивидуальной карты пациента (CRF) и инициалы пациента в РАБОЧИЙ БЛАНК PSPи в соответствующую графу ИНСТРУКЦИЙ ПО ВЫСТАВЛЕНИЮ БАЛЛОВ ПО ШКАЛЕ PSP (см. на обороте).
·      Заполните РАБОЧИЙ БЛАНК PSP
(1)     Оцените степень затруднений, испытываемых больным на протяжении  последних 7-ми дней:
(a) в социально полезной деятельности, включая работу и учебу
(b) в отношениях с близкими и прочих социальных отношениях,
(c) в самообслуживании и,
(d) степень беспокоящего и агрессивного поведения
 
(2)   Для того чтобы оценить степень затруднений, следуйте предписанным операциональным критериям оценки. Обратите внимание, что имеются два различных набора критериев: один – для областей a-c,  и отдельный – дляобласти d.
 
(3)     Оцените частоту беспокоящего и агрессивного поведения больного (область d) в течение последних 7 дней
Если агрессивное поведение возникало лишь один раз, но обстоятельства возникновения поведения и/ или история болезни пациента дают оценивающему основания полагать, что оно не повторится в ближайшем будущем, то степень выраженности может быть уменьшена на 1 балл (например, с «сильного» на «значительный»).
 
·      Следуйте ИНСТРУКЦИЯМ ПО ВЫСТАВЛЕНИЮ БАЛЛОВ ПО ШКАЛЕ PSP
(4)   В рабочем бланке выберите 10-балльный интервал на основании ответов по областям a-d
(5)     Выберите заключительный балл в пределах выбранного Вами 10-ти балльного интервала, учитывая уровень функционирования в других областях, указанных в ИНСТРУКЦИЯХ ПО ВЫСТАВЛЕНИЮ БАЛЛОВ ПО ШКАЛЕ PSP (пункт 5).

(6)     Впишите заключительный балл в CRF, а также впишите инициалы оценивающего и дату заполнения.

 

 

РАБОЧИЙ БЛАНК PSP         Инициалы пациента: номерCRF:
 
(1)         Оцените, пожалуйста, больного в соответствии с уровнем нарушения функционирования, наблюдавшимся у него/нее за последние 7 днейВ этой шкале оцениваются нарушения в 4 –х основных областях функционирования:
 
                                     Отсутствует       Слабое    Заметное     Значительное    Сильное   Очень сильное
 
a) социально полезная деятельность; включая работу и учебу
 
b) отношения с близкими и прочие социальные отношения
 
c) самообслуживание
 
d) беспокоящее и агрессивное поведение
 
 
(2) Шкалой предусмотрено 2 набора операциональных критериев для оценки степени затруднений: один - для областей а-с, и отдельный – для области d.
 
Степени выраженности для областей a-c
(i)         Отсутствует
(ii)         Слабо выражено: об этом известно только очень близким людям
(iii)        Заметно выражено: затруднения очевидны любому человеку из окружения больного, но не оказывают существенного негативного влияния на способность больного выполнять свои функции в этой области, учитывая социо-культурный статус больного, его возраст, пол и уровень образования
(iv)       Значительно выражено: затруднения сильно препятствуют выполнению функций в данной области; тем не менее, больной все еще способен функционировать без профессиональной или социальной помощи, хотя бы даже не всегда адекватно и/или эпизодически; при посторонней помощи он/она способен достичь предыдущего уровня функционирования
(v)        Сильно выражено: имеющиеся затруднения делают невозможным функционирование в этой области без профессиональной помощи, или ведут к деструктивному поведению, но тем не менее, опасность для жизни отсутствует
(vi)       Очень сильно выражено: нарушения и затруднения настолько выражены, что жизнь больного находится в опасности
Степени выраженности для области d
(i)         Отсутствует
(ii)         Слабо выражено: держится грубовато, замкнуто или постоянно жалуется
(iii)        Заметно выражено: например, говорит слишком громко или разговаривает с другими слишком фамильярно или принимает пищу социально неприемлемым образом
(iv)       Значительно выражено: публично оскорбляет других, ломает или портит вещи, поведение часто социально неприемлемо, но не опасно (например, публично оголяется или мочится)
(v)        Сильно выражено: частые вербальные угрозы или частое физическое насилие, без намерения или возможности нанести серьезный физический ущерб.
(vi)       Очень сильно выражено: определяется как частые агрессивные поступки с целью нанести серьезный физический ущерб., или как поступки, которые с большой вероятностью могут привести к серьезному физическому ущербу.
 
 
(3) Оцените частоту беспокоящего и агрессивного поведения у пациента (область d) в течение последних 7 дней. Если агрессивное поведение возникало лишь один раз, но обстоятельства возникновения поведения и/ или история болезни пациента дают оценивающему основания полагать, что оно не повторится в ближайшем будущем, то степень выраженности может быть уменьшена на 1 балл (например, с «сильного» на «значительный»).
 

ИНСТРУКЦИИ ПО ВЫСТАВЛЕНИЮ БАЛЛОВ ПО ШКАЛЕ PSP
 номерCRF:          Инициалы пациента:
 
(4)     Выберите 10-ти балльный интервал
 
Выбор 10-балльного интервала производится по четырем основным областям: (a) социально полезная деятельность, включая работу и учебу; (b) отношения с близкими и прочие социальные отношения, (c) самообслуживание, (d) беспокоящее и агрессивное поведение
 
100-91     Полноценное функционирование во всех четырех основных областях. Положительные качества больного высоко оцениваются окружающими, он успешно справляется с повседневными проблемами, его интересы и деятельность разнообразны
 
90-81       Хороший уровень функционирования во всех четырех основных областях, наличие лишь таких проблем или затруднений, с которыми сталкиваются все люди
 
80-71       Небольшие затруднения в одной или более областях a-c
 
70-61       Заметные, но не достигающие значительного уровня затруднения в одной или более областях a-c или небольшие проблемы в области d
 
60-51       Значительные затруднения в одной из областей a-c или заметные проблемы в области d
 
50-41       Значительные затруднения в двух или более чем в двух областях а-с, или сильно выраженные затруднения в одной из областей a-c, сопровождающиеся или не сопровождающиеся заметными проблемами в области d
 
40-31       Сильно выраженные затруднения в одной и значительные затруднения, по крайней мере, в одной из областей a-c, или значительные проблемы в области d
 
30-21       Сильно выраженные затруднения в двух областях a-c или сильно выраженные проблемы в области d, сопровождающиеся или не сопровождающиеся нарушениями в областях a-c
 
20-11       Сильно выраженные нарушения во всех областях a-d или очень сильно выраженные проблемы в области d, сопровождающиеся или не сопровождающиеся нарушениями в основных областях a-c. Если больной реагирует на внешние стимулы, он попадает в интервал 20-16 баллов; если нет, то – в интервал 15-11 баллов.
 
10-1         Аспонтанность в сочетании с грубейшими нарушениями поведения без опасности для жизни больного (баллы 6-10) или с опасностью для жизни больного, например, угроза гибели вследствие голодания, обезвоживания, инфекций, неспособности оценить опасную ситуацию (баллы 5-1).
 
(5)               Выберите балл в 10-ти балльном интервале.
 
·       При выборе окончательного балла в пределах 10-ти балльного интервала (например, в интервале от 31 до 40), следует учесть уровень нарушения в других областях; таких как:
 
- забота о физическом и психологическом состоянии
- способность поддерживать место проживания (дом, квартиру, комнату) в хорошем состоянии
- участие в ведении хозяйства, участие в семейной жизни или в жизни стационара
- интимные и сексуальные отношения
- забота о детях
- социальные связи, отношения с друзьями и лицами, оказывающими помощь больному
- соблюдение правил социума
- круг интересов
- распоряжение финансами
- пользование транспортом, телефоном
- способность справляться с кризисными ситуациями
 
·       Суицидальное поведение и риск суицида в этой шкале не учитываются
 
(6)         Запишите заключительный балл, дату заполнения и инициалы оценивающего
Балл      Дата заполнения     Инициалы оценивающего

РАБОЧИЙ БЛАНК PSP
 
Оцените, пожалуйста, больного в соответствии с уровнем нарушения функционирования, наблюдавшимся у него/нее за последние 7 дней.
В этой шкале оцениваются нарушения в 4 –х основных областях функционирования:
 
 
 
 
Отсутствует
 
Слабое
 
Заметное
 
Значительное
 
Сильное
Очень сильное
a)
социально полезная деятельность; включая работу и учебу
[ ]
[ ]
[ ]
[ ]
[ ]
[ ]
b)
отношения с близкими и прочие социальные отношения
[ ]
[ ]
[ ]
[ ]
[ ]
[ ]
c)
самообслуживание
[ ]
[ ]
[ ]
[ ]
[ ]
[ ]
d)
беспокоящее и агрессивное поведение
[ ]
[ ]
[ ]
[ ]
[ ]
[ ]
 
 
Шкалой предусмотрено 2набораоперациональных критериевдля оценки степени затруднений:
один - для областей а-с, и отдельный – дляобластиd.
 
Степени выраженности для областей a-c
Степени выраженности для области d
 
(i)
 
(ii)
 
 
(iii)
 
 
 
 
 
 
 
(iv)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
(v)
 
 
 
 
 
(vi)
 
 
Отсутствует
 
Слабо выражено: об этом известно только очень близким людям
 
Заметно выражено: затруднения очевидны любому человеку из окружения больного, но не оказывают существенного негативного влияния на способность больного выполнять свои функции в этой области, учитывая социо-культурный статус больного, его возраст, пол и уровень образования
 
Значительно выражено: затруднения сильно препятствуют выполнению функций в данной области; тем не менее, больной все еще способен функционировать без профессиональной или социальной помощи, хотя бы даже не всегда адекватно и/или эпизодически; при посторонней помощи он/она способен достичь предыдущего уровня функционирования
 
Сильно выражено: имеющиеся затруднения делают невозможным функционирование в этой области без профессиональной помощи, или ведут к деструктивному поведению, но тем не менее, опасность для жизни отсутствует
 
Очень сильно выражено: нарушения и затруднения настолько выражены, что жизнь больного находится в опасности
 
(i)
 
(ii)
 
 
(iii)
 
 
 
 
(iv)
 
 
 
 
(v)
 
 
 
 
(vi)
 
 
 
Отсутствует
 
Слабо выражено: держится грубовато, замкнуто или постоянно жалуется
 
Заметно выражено: например, говорит слишком громко или разговаривает с другими слишком фамильярно или принимает пищу социально неприемлемым образом
 
Значительно выражено: публично оскорбляет других, ломает или портит вещи, поведение часто социально неприемлемо, но не опасно (например, публично оголяется или мочится)
 
Сильно выражено: частые вербальные угрозы или частое физическое насилие, без намерения или возможности нанести серьезный физический ущерб.
 
Очень сильно выражено: определяется как частые агрессивные поступки с целью нанести серьезный физический ущерб., или как поступки, которые с большой вероятностью могут привести к серьезному физическому ущербу.
 
 
 
Инструкция по выставлению заключительного балла PSP
 
71-100:                   Баллы этого диапазона соответствуют только слабо выраженным затруднениям
31-70:                     Баллы этого диапазона соответствуют разным степеням ограниченного функционирования
1-30:                       Баллы этого диапазона соответствуют крайне выраженному ухудшению функционирования, при котором больной нуждается в активной поддержке или в надзоре.
 

ИНСТРУКЦИЙ ПО ВЫСТАВЛЕНИЮ БАЛЛОВ ПО ШКАЛЕ PSP
 
Более подробные инструкции по выставлению баллов приведены в кратком описании шкалы PSP.
 
100-91
Полноценное функционирование во всех четырех основных областях. Положительные качества больного высоко оцениваются окружающими, он успешно справляется с повседневными проблемами, его интересы и деятельность разнообразны
 
90-81
Хороший уровень функционирования во всех четырех основных областях, наличие лишь таких проблем или затруднений, с которыми сталкиваются все люди
 
80-71
Небольшие затруднения в одной или более областях a-c
70-61
Заметные, но не достигающие значительного уровня затруднения в одной или более областях a-c или небольшие проблемы в области d
 
60-51
Значительные затруднения в одной из областей a-c или заметные проблемы в области d
 
50-41
Значительные затруднения в двух или более чем в двух областях а-с, или сильно выраженные затруднения в одной из областей a-c, сопровождающиеся или не сопровождающиеся заметными проблемами в области d
 
40-31
Сильно выраженные затруднения в одной и значительные затруднения, по крайней мере, в одной из областей a-c, или значительные проблемы в области d
 
30-21
Сильно выраженные затруднения в двух областях a-c или сильно выраженные проблемы в области d, сопровождающиеся или не сопровождающиеся нарушениями в областях a-c
 
20-11
Сильно выраженные нарушения во всех областях a-d или очень сильно выраженные проблемы в области d, сопровождающиеся или не сопровождающиеся нарушениями в основных областях a-c. Если больной реагирует на внешние стимулы, он попадает в интервал 20-16 баллов; если нет, то – в интервал 15-11 баллов.
 
10-1
Аспонтанность в сочетании с грубейшими нарушениями поведения без опасности для жизни больного (баллы 6-10) или с опасностью для жизни больного, например, угроза гибели вследствие голодания, обезвоживания, инфекций, неспособности оценить опасную ситуацию (баллы 5-1). 
 
Права принадлежат © Blackwell Publishing. Воспроизведено с разрешения: MorosiniPLetal. Development, reliability and
acceptability of a new version of the DSM-IV Social and Occupational Functioning Assessment Scale (SOFAS) to
assess routing social functioning. Acta Psychiatr Scand 2000; 101: 323-329.
 
Балл    [ ][ ][ ]          
 
Продублируйте заключительный балл в CRF (индивидуальную карту пациента)  

 

Опубликовать в своем блоге livejournal.com

События:

27 Ноябрь,2017
XI научная конференция «Генетика человека и патология»

18 Июнь,2017
13th World Congress of Biological Psychiatry

18 Май,2017
Научно-практическая конференция с международным участием "Школа В.М.Бехтерева: от истоков до современности"

04 Май,2017
19th Conference of the International Society for Bipolar Disorders

23 Апрель,2017
XIII Всероссийская Школа молодых психиатров "Суздаль-2017"

20 Апрель,2017
Международная конференция «РЕЛИГИОЗНОСТЬ И КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХИАТРИЯ»

19 Апрель,2017
18th World Congress of the World Association for Dynamic Psychiatry (WADP)

01 Апрель,2017
25th European Congress of Psychiatry (EPA 2017)

30 Март,2017
V International Congress of Dual Disorders: Addictions and other Mental Disorders

29 Март,2017
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием "МЕТОДЫ НЕЙРОВИЗУАЛИЗАЦИИ В ПСИХИАТРИИ"

24 Март,2017
16 International congress on schizophrenia research

17 Март,2017
Психотерапия, Психофармакотерапия, Психологическое консультирование – грани исследуемого!

21 Февраль,2017
Научно-образовательный семинар "Шизоаффективное и шизотипическое расстройства"

Читать все новости >>








| Главная | Структура центра | История НЦПЗ | Совет молодых ученых | Костромские школы молодых ученых | Новости | Профсоюз | Правовые документы | Вакансии | О сайте | Научная работа | Научные отделы и лаборатории | Публикации сотрудников | Диссертационный совет | Авторефераты диссертаций | Музей НЦПЗ | Для научных сотрудников НЦПЗ | Центр коллективного пользования «Терапевтический лекарственный мониторинг» | Образовательная деятельность | Ординатура | Аспирантура | Дополнительное профессиональное образование | Студенческий научный кружок | Нормативные документы | Платные образовательные услуги | Информация для обучающихся в ординатуре и аспирантуре | Лечебный процесс | Клинические отделения | Условия и порядок стационирования | Прейскурант платных медицинских услуг | Перечень заболеваний | Отзывы о работе клиники | Клиника (фотогалерея) | Библиотека | Научная литература для специалистов | Материалы конференций | Авторефераты диссертаций | Пособия для врачей | Психометрические шкалы | Болезнь и творчество | Галерея | Журнал «Психиатрия» | Перечень тематических журналов, рекомендованных ВАК | Перечень тематических журналов в международных БД | РИНЦ | Russian Science Citation Index (RSCI) | Полезные ссылки | Журнал «Психиатрия» | Неспециалистам | Контакты